Непосредственно образовательная деятельность
«Кукла Сарпи знакомит детей с культурой чувашского народа».
Для детей старшей группы в рамках проектной деятельности
Цель: ознакомление детей с особенностями чувашской национальной культурой.
Образовательные задачи:
- уточнить название республики, столицы, города;
- закрепить знания о флаге, гербе и гимне Республики Чувашия;
- учить узнавать флаг России, Мордовии, Татарстана, Чувашии;
- формировать элементарное представление о чувашском народе, населяющих Поволжье, о том, что государственная символика меняется с течением времени;
- знакомить с народными традициями, бытом, одеждой чувашей и с различными видами самодельных игрушек из природного материала.
Развивающие задачи:
- развивать эстетическое отношение к цветам флага;
- развивать речь детей, активизировать в речи употребление слов-определений.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей уважение к культуре чувашского народа;
- воспитывать интерес к чувашской национальной культуре.
Интегрирование образовательных областей.
Речевое развитие: совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных высказываний.
Познавательное развитие: расширять представление о символике Чувашии, с народными традициями, бытом, одеждой чувашей, о чувашском народе, населяющих Поволжье, об игрушках из природного материала.
Методы и приемы.
Словесный метод: рассказ воспитателя, беседа, чтение стихотворения, вопросы.
Наглядный метод: рассматривание иллюстраций с одеждой, плакатов с изображением символики Чувашии, выставка самодельных игрушек из природного материала.
Практический метод: дидактические игры: «Собери флаг Чувашии», «Найди и покажи флаг», «Собери герб Чувашии», народная игра «Тухьян тахан» (Надеть тухью).
Словарная работа: шура-кепе, сапун, масмак, тухья, бисер, стел, саран ата, сыва пулар, доспехи.
Предварительная работа:
- беседы о Республике Чувашии, о городе Чебоксары;
- рассматривание иллюстраций с видом Республики Чувашия;
- дидактическая игра «Путешествие по Республике Чувашия».
Оборудование и материалы.
Демонстрационный материал: карта России, плакаты и иллюстрации с символикой Республики Чувашия, иллюстрации с изображением чувашских национальных костюмов, кукла Сарпи, блюдо, йава.
Раздаточный материал: полоски, бумага для дидактической игры «Собери флаг».
Аппаратное и программное обеспечение: аудиозапись с гимном Чувашии.
Ход занятия
Организационный момент.
- Здравствуйте, гости дорогие! Салам! Проходите, присаживайтесь! В давние времена приветствие «Салам» использовали только при вхождении в дом. (Дети-гости рассаживаются). Мы рады приветствовать вас в нашей чувашской деревеньке. По старинному обычаю всякий странник – гость в доме чуваша «стариков почитай, молодых люби, всякому путешественнику дай убежище и пищу в своем доме». А в старину, со своей семьей отбывая в поле, чувашский крестьянин ставил на стол хлеб, соль и оставлял дом открытым: зайди, путник отдохни, будь гостем.
I. Вводная часть.
Воспитатель: Много народов проживают в России. У каждого народа свой язык, своя культура, своя религия, свои национальные традиции и обычаи. Сегодня мы с вами познакомимся с культурой чувашского народа.
Воспитатель: Ребята, почему республика называется Чувашская?
Дети: Чувашской называется так, потому что население республики – чуваши.
Воспитатель: Как можно сказать про Чувашию, какая она?
Дети: Любимая, большая, красивая, веселая, старинная, богатая, солнечная, чистая, дорогая, уютная, многонациональная.
Воспитатель: Правильно! А как называется столица, главный город Республики Чувашии?
Дети: Чебоксары.
Воспитатель: Город Чебоксары – очень красивый город. Он находится на берегу великой и могучей реки Волги. В нем много улиц, проспектов, площадей. Он живет сложной, шумной жизнью. А вы любите стихи? (Ответы детей. Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Хвала тебе, Чувашия!»).
«Хвала тебе, Чувашия!»
И имя, и язык твой – сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом,
И песнями, и вышивкой богата.
Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе, -
Ты будешь жить во мне, моя Россия
Пока живет Чувашия в тебе».
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, все государства имеют свои государственные символы. У чувашской республики они тоже есть. Давайте вспомним символы Республики Чувашия. Назовите государственные символы Республики Чувашия.
Дети: Флаг, герб, гимн.
Воспитатель: Поиграем в игру «Найди и покажи флаг». (Дети находят и показывают флаги: российский, мордовский, татарский, чувашский).
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, ребята – это флаг республики Чувашии. Цвета государственного флага – желтый и красный основные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет – означает самое прекрасное и светлое. Красный цвет (херле) – один из самых распространенных цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента, обозначает – достоинство, могущество, сила. Верхнее желтое поле, обозначает пространство под солнцем. Нижнее красное поле, обозначает чувашскую землю. В середине флага расположены символы «Древо жизни» и «Три солнца». Символ «Древо жизни» обозначает дерево – дуб, могучее и долговечное. Символ «Три солнца» обозначает солнечный свет.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Собери флаг Чувашии». Но прежде чем приступить к игре, мы поработаем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, мой вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю
Всех я вас приветствую!»
Игра «Собери флаг Чувашии».
(У каждого ребенка наборы полосок цветной бумаги, восьмиконечная звезда, из которых необходимо сложить государственный флаг Чувашии).
Воспитатель: А это, ребята, герб Чувашии. Состоит «Древо жизни», мы уже с вами говорили об этом и восьмиугольная звезда – это образ солнца, которая дарит людям жизнь. Главная часть герба – щит, означает чувашское народное понятие «Были. Есть. Будем». Вокруг гербового щита нарисовано ветви хмеля, ведь хмель - ведущая культура сельского хозяйства Чувашии. Дидактическая игра «Собери герб Чувашии».
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам передохнуть.
Физкульминутка «По Чебоксару мы идем».
«По Чебоксару мы идем, (маршируем)
Звонко песенку поем.
Город очень большой, (руки в стороны)
Он уютный и живой. (обнимаем себя)
Он сверкает и цветет. (руками показываем фонарики)
Город улыбается, (улыбаются друг другу)
Он нам очень нравится». (знак кистями рук)
Воспитатель: Ребята, у чувашского народа, как и у других национальностей есть любимые праздники. Самым любимым праздником чуваш, является Саварни. Это веселый праздник проводов зимы и встречи весны, очень похожий на русскую масленицу. Во время саварни в деревнях молодежь устраивали катание на лошадях, обвешенных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами. Детвора каталась с гор на салазках. Взрослые устраивали традиционные обрядовые пиршества с блинами (икерче) и колобками (йава). Все одаривали друг друга подарками, орехами, семечками. Ровно в полночь торжественно зажигали чучело «масляничной бабы». Вокруг жарко горящего костра собиралась вся деревня и играли в разные игры.
Воспитатель: А давайте и мы с вами поиграем в чувашскую народную игру «Тухьян тахан» (Надеть тухью). (Игроки встают в круг, не берясь за руки). В центре круга, как на столике лежит головной убор – тухья. Звучит чувашская национальная мелодия. Дети под музыку выполняют движения чувашского танца. С окончанием музыки ведущий говорит: «Надень тухью!» - и каждый стоящий в кругу участник старается первым взять тухью, и исполнить сольный танец. Остальные хлопают ему).
Воспитатель: Любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Хотите посмотреть, как выглядит чувашский национальный костюм? (Демонстрация иллюстраций). Посмотрите, здесь изображены девушка и юноша в чувашских национальных костюмах. Любимыми цветами являются желтый, белый, зеленый, синий. Платье у женщин было белое (шура-келе), поверх платья одевали фартук (саппун). Женщины-чуваши носили головные уборы: покрывала, повязка (масмак) или шапочка-тухья украшенные бисером и серебряными монетами. Мужчины в качестве одежды носили халаты, кафтаны, рубашки (кепе), штаны (стел). На голове носили суконные шляпы (тухья) или меховые шапки. Обувью были лапти или сапоги кожаные (саран ата).
Посмотрите, как красиво они вышиты чувашскими узорами, обшиты монетами, как воинские доспехи.
Ребята, а к нам в гости пришла кукла Сарпи. У нее красивое чувашское имя. И по национальности она чувашка. Давайте поздороваемся с ней на чувашском. Кто знает, как здравствуйте, на чувашском языке?
Дети: Салам!
Воспитатель: Во, что она одета?
Дети: В чувашский национальный костюм.
Воспитатель: Ребята, кто скажет, что у Сарпи на голове?
Дети: Тухья.
Воспитатель: Что у нее одето поверх платья?
Дети: Саппун.
Воспитатель: Как называются сапоги у Сарпи?
Дети: Саран ата.
Воспитатель: Ребята, кукла Сарпи хочет, чтобы мы послушали гимн Чувашской Республики. Как нужно слушать гимн?
Дети: Гимн надо слушать стоя.
Воспитатель: Сейчас мы послушаем гимн Республики Чувашия. (Прослушивание отрывка из гимна. Дети слушают стоя).
III заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, что нового, интересного вы узнали на занятии? Какие новые слова вы узнали? Как называется любимый чувашами праздник?
Дети: Саварни.
Воспитатель: Кто скажет, как называются чувашские головные уборы?
Дети: Тухья и масмак.
Воспитатель: Ребята, кукле Сарпи понравилось у нас на занятии, но ей нужно собираться домой. Давайте скажем ей до свидания, на чувашском.
Дети: Сыва пулар.
Воспитатель: Ребята, вы все хорошо поработали на занятии, и Сарпи приготовила вам сюрприз. Она хочет угостить вас чувашским национальным блюдом йова.
Список использованной литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС. – М.: Мозаика. – Синтез, 2017г.
2. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г.
3. Трофимов А.А. «Орнамент чувашской вышивки». – Л.: Аврора, 1977.
4. Программа воспитания ребенка дошкольника под руководством О.В. Драгуновой. – Ч.: Чувашское кн. изд-во, 1995г.
5. Чувашское народное искусство, Чебоксары, 1981г.