Родительское собрание "Познакомимся с правами наших детей"

 

Родительское собрание

«Познакомимся с правами наших детей!»

Пояснительная записка

Начиная с дошкольного возраста детям необходимо давать понятие «Права человека». Этим родители и педагоги на начальном этапе способствуют воспитанию у детей чувства уверенности в себе и социальной терпимости; дети приобретают навыки общения между собой и заботы друг о друге. Эти качества составляют основу всей культуры прав человека. Но знать свои права и обязанности необходимо не только детям, но и их родителям. С этой целью в дошкольном учреждении необходимо организовывать собрания, родительские всеобучи по повышению правовой культуры родителей, знакомить их с основными нормативно-правовыми документами (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, семейный кодекс и т.д.) и обзором статей по правовой тематике. Ведь не знание прав ребёнка и обязанностей взрослых не освобождает от ответственности.

Цель собрания - практикума: повышение уровня правовой культуры родителей, совершенствование семейного воспитания и раскрытие творческого потенциала родителей

Задачи собрания-практикума:

1. Знакомство родителей с Конвенцией ООН о правах ребёнка.

2. Закрепление знаний о правах детей и нормативных документах, в которых они закреплены.

3. Сплочение родительского коллектива групп детского сада.

Подготовительный этап

Нормативно-правовое обеспечение:

1. Конвенция о правах ребёнка.

2. Семейный кодекс РФ.

3. Конституция РФ.

4. Декларация прав ребёнка.

5. Закон «Об Образовании»

Участники:

1. Родители одной группы или родители двух групп одной возрастной категории детей (по возможности).

2. Воспитатели групп, заместитель заведующего по УВР

 

Регламент: 1-1,5 часа

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей «Я и мой ребёнок» (Приложение №7), «Анкета для выявления уровня правовой культуры родителей» (Приложение №8).

2. Подбор музыкального сопровождения («Мы маленькие дети» к/ф «Приключение электроника», Евгений Клячкин «Песня о правах»)

3. Подготовка грамот и поощрительных призов.

Оборудование:

1. Выставка нормативно-правовой литературы (Семейный кодекс РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, и др.)

2. Иллюстрации или детские работы по правам ребёнка

3. Табло для игры «Крестики-Нолики» (Приложение № 1)

4. Цветные карандаши для каждой команды, бумага формата А4

5. Музыкальное сопровождение

6. Перечень статей Конвенции о правах ребенка для каждой команды.

Собрание-практикум проходит в форме игры «Крестики-Нолики».

С помощью жеребьевки родители делятся на 2 команды: «Крестики» и «Нолики». Жеребьёвка проводится в зависимости от целей, которые необходимо достичь.

Например:

Если в собрании участвуют родители одной группы, то с помощью карточек (по цвету либо с символами «крестик» и «нолик» и т.д.) по числу игроков родители делятся на 2 команды, если родители из разных групп - то родители из одной группы-«нолики», а из другой - «крестики».

Ход собрания

1. Сообщение по проблемам правового воспитания детей – ответственный заместитель заведующего по УВР.

Воспитание правовой культуры — обязательная составляющая политики государства. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение. Мы с вами должны воспитывать у ребенка чувство собственного достоинства, формировать способность сопротивляться жестокости, пошлости, уметь отстаивать свои права. Формирование осознания прав человека — одна из главных задач, стоящих перед родителями дошкольников и педагогами. Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

2. Анализ анкет «Я и мой ребенок» и «Правовая культура родителей» - ответственный социальный педагог.

3. Собрание-практикум - ответственный социальный педагог.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с правами детей и более подробно остановимся на Конвенции о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года, ратифицированной (принятой) в нашей стране 02.09.1990 года. Центральной идеей Конвенции выступает требование «по наилучшему обеспечению интересов ребенка». В отличие от ранее принимаемых документов, Конвенция обладает силой международного права. Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция о правах ребёнка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:

- признание ребёнка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами;

- приоритет интересов ребёнка перед потребностями государства, общества, семьи, религии.

Хотите больше узнать о правах детей? Тогда давайте приступим к практической части нашего собрания.

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

Правила игры: на стенде Вы видите игровое поле с заданиями, игра строится по принципу известной игры «крестики-нолики». С помощью жеребьёвки выясним, какая команда первой будет выбирать задание. Чтобы поставить знак в поле командам необходимо правильно и быстро выполнить задание. Начнем!

1. «Крокодил» Каждой команде предлагается по 1 карточке со статьей Конвенции о правах ребёнка. Количество карточек со статьями может быть любым. Из команды выбираются несколько человек для инсценировки статьи. Необходимо обыграть ее без слов, с помощью движений, жестов, мимики. Показ сценок происходит одновременно, и та команда, которая быстрее и правильно отгадает статью, получает право поставить знак своей команды на поле. (Статьи Конвенции представлены в приложении №2)

2. «Кроссворд» (Приложение № 3) Каждой команде предлагается отгадать быстро и правильно кроссворд на правовую тематику (обеим командам одинаковый) с использованием Конвенции о правах ребёнка.

3.  «Пазлы» (Приложение № 4) Каждой команде предлагается конверт с набором слов по правовой тематике. Необходимо правильно и быстро собрать фразу (выражение).

4. «Синквейн» Командам предлагается сочинить Синквейн на правовую тематику. (В приложении № 5 представлены теория по составлению синквейнов и примеры).

5. «Рисунок-эмблема» Командам предлагается нарисовать и представить эмблему по защите прав ребенка.

6. «Брейн-ринг» Задание вопрос-ответ. Каждой команде предлагается по 2-3 вопроса по знанию Конвенции. Та команда, которая ответит на все вопросы правильно, получает право поставить свой знак на табло.

А) В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу?

Ответ: "Красная шапочка", "Серая шейка", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и т.д.

Б) Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища?

Ответ: «Три поросенка", "Заюшкина избушка" и т.д.

В) Какое право нарушила Баба-Яга и гуси-лебеди, украв малолетнего мальчика в сказке «Гуси-лебеди»?

Ответ: Право ребенка жить со своими родителями.

Г) В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение?

Ответ: 12 месяцев.

Если команды правильно отвечали на вопросы, можно предложить дополнительные вопросы. (Либо каждой команде, либо на быстроту ответа).

Дополнительные вопросы:

Д) Как называется основной международный документ по правам ребенка? Ответ: Конвенция о правах ребенка.

Е) Назовите не менее трех законодательных актов РФ, в которых находят отражения основные идеи Конвенции о правах ребенка?

Ответ: Конституция РФ, Семейный кодекс, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Уголовный кодекс РФ и др.

7. «Кто быстрее» (Приложение № 6). Командам предлагается набор картинок и набор статьей по правам ребенка из Конвенции. Та команда, которая быстрее соотнесет картинки и статьи получает право поставить свой знак на табло.

8. «Алфавит» Родителям предлагается выстроить ассоциативный ряд слов по алфавиту на тему «правовое воспитание». (А-ассамблея, Б- большинство, В – воспитание, Г-группа, Д – деятельный, Е – единые, Ж – жизнь, З- забота и т.д.).

9. «Черный ящик» Команды должны отгадать то, что лежит в черном ящике, задавая наводящие вопросы. Ведущий может отвечать только «да» или «нет». Та команда, которая быстрее отгадает предмет, получает право поставить свой знак на табло. (Например: Семейный кодекс РФ).

Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Спасибо всем родителям за участие в конкурсной игре и поздравляем вас с получением званий «Знатоков права» (вручение грамот «Знатоки права» каждой команде).

А в закончить наше мероприятие я бы хотела стихотворением о волшебниках (Ю.Мориц «Песня о волшебниках»):

Доверчивы глаза детей

И ангелы хранят их души,

Пусть безмятежный тот покой

Ничто вовеки не нарушит.

И пусть не катится слеза

Ни от обид, ни от печалей,

И, словно солнышко, всегда

Улыбка на лице сияет.

Язык чужой обиды и печали

Волшебник изучает с детских лет,

Его вселять надежду обучали —

И это основной его предмет.

Стать добрым волшебником, ну-ка, попробуй!

Здесь хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желание другого

Одно удовольствие, честное слово!

Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Приложение № 1

Табло для игры «Крестики-Нолики» с заданиями

1 задание «Крокодил»

2 задание «Кроссворд»

3 задание

«Пазлы»

4 задание «Синквейн»

5 задание

«Рисунок-эмблема»

6 задание

«Брейн-ринг»

7 задание

«Кто быстрее»

8 задание

«Алфавит»

9 задание

«Черный ящик»

Приложение № 2

Краткая редакция Конвенции о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка - это международный закон о правах детей всего мира. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989г., вступила в силу для России в 1990 г.

Статья 1

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2

Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Принимаются все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания.

Статья 3

Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Статья 4

Государства принимают все необходимые меры для осуществления прав ребенка (экономических, социальных и культурных), в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.

Статья 5

Государства - участники уважают ответственность, права и обязанности родителей.

Статья 6

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. В максимально возможной степени обеспечивается выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 7

Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9

Государства обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Уважается право ребенка поддерживать прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

Статья 10

Право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 12-15

Право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести, религии, и ассоциации, а также на свободу мирных собраний.

Статья 16

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции и незаконного посягательства на честь и репутацию.

Статья 17

Государства признают важную роль средств массовой информации, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства:

а) поощряют распространение материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях;

б) поощряют выпуск и распространение детской литературы;

в) поощряют СМИ к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка;

г) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Статья 18

Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, государства оказывают родителям и законным опекунам помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

Статья 19

Право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления.

Статья 20 и 21

Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами.

Статья 22

Право обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правилами.

Статья 23

Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.

Статья 24

Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев.

Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.

Статья 26

Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

Статья 27

Право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Статья 28

Право ребенка на образование: а) бесплатное и обязательное начальное образование; б) развитие различных форм среднего образования, его доступность для всех детей; введение бесплатного образования; в) доступность высшего образования для всех; г) снижение числа учащихся, покинувших школу. Принимаются меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Статья 29

Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе.

Статья 31

Право ребенка на отдых и досуг. Право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.

Статья 32

Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.

Статья 33

Государства принимают все необходимые меры, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ.

Статья 34

Защита ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Статья 35

Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекаться.

Статья 36

Защита ребенка от всех других форм эксплуатации.

Статья 37

Государства обеспечивают, чтобы:

а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам;

б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным образом;

в) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Статья 38

Лица, не достигшие 15-летнего возраста, не имеют право принимать прямое участие в военных действиях.

Статья 39

Содействие физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления.

Статья 40

Право каждого ребенка, который нарушил уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет уважение к правам человека и основным свободам других.

Статья 41

Ничто из данной Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка.

Статья 42

Обязанность широко информировать о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей.

Статья 43-45

Постановления о деятельности стран, присоединившихся к Конвенции, по ее претворению в жизнь. Наблюдательный комитет ООН контролирует отчеты стран Конвенции. Органы ООН и добровольные организации также имеют право на участие в информировании ООН.

Статьи 46-54

Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.

Приложение № 3

Кроссворд

6 О

7 О

 

Б

Р

Р

Г

А

А

 

9 С

 

3 Р

 

З

Н

Т

 

Е

О

И

А

 

Б

В

З

Т

 

 

2 Р

Ё

4А

5С

А

А

8 Ж

Ь

1.К

О

Н

В

Е

Н

Ц

И

Я

О

Д

О

Т

М

И

И

З

 

Д

И

К

О

Ь

Е

Я

Н

Е

Т

 

Р

Я

 

Ь

 

К

Е

И

 

С

Л

Т

 

И

А

 

Р

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

Ы

 

 

 

 

 

Й

 

 

 

 

 

Вопросы к кроссворду:

1. Систематизированный свод законов.

2. Кто несет главную ответственность за воспитание детей (ст.5)

3. Маленький мальчик или маленькая девочка

4. Стиль воспитания у взрослых, неприемлемый при воспитании детей, характеризуется жестоким стремлением подчинить своему влиянию более слабых.

5. Ребус: 7я

6. Право на что закреплено в статье 28 Конвенции о правах ребенка?

7. Объединение отдельных общественных групп или государств, имеющее четкую структуру и определенные задачи, программу действия; Первая буква в аббревиатуре ООН.

8. Право на что закреплено в статье 6 Конвенции о правах ребенка?

9. Самостоятельный раздел, параграф в юридическом документе?

Приложение № 4

Примеры афоризм, пословиц, поговорок, которые можно использовать в задании:

· Право — наука о добром и справедливом.

· Право есть высший разум, вложенный в нас природой, который требует того, что должно быть сделано, и запрещает противное этому.

· Чего себе не хочешь, того и другому не твори.

· Для меня не важно на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право. Виктор Мари Гюго.

·  Всё, на что человек имеет право - разрешено, но не на всё разрешенное человек имеет право. М. Коркунов.

· Иметь право - не значит быть правым. Александр Фюрстенберг.

·  Право жить есть такой щедрый, такой незаслуженный дар, что он с лихвой окупает все горести жизни, все до единой. Кнут Гамсун (Педерсен).

·  Цивильное право пишется для бдительных. [Т. е. тот, кто не пользуется своим правом, сам виноват в своем ущербе.] Дигесты и Кодекс Юстиниана.

·  Чтобы страна могла жить, нужно, чтобы жили права. Адам Мицкевич.

· Право имеет тот, на чьей стороне сила; границы наших сил – наши законы. Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер

Приложение № 5

Что такое «Синквейн»?

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Примеры:

право

общеобязательное, общественное

устанавливает, обеспечивает, регулирует

совокупность правил, определяющих отношения людей в обществе

регулятор

права ребенка

умственно, нравственно

развиваться, пользоваться, получать

Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации

закон

права человека

конституционные, политические

учиться, жить, верить,

принадлежат от рождения, а не предоставлены государством

ограничение свободы.

Приложение № 6

Картинки с интерпретацией

 

Дети имеют право на медицинский уход

Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение

 

Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов

 

 

Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы

 

Дети имеют право на отдых

 

Дети имеют право на бесплатное образование

 

Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению

 

Приложение № 7

Тесты для родителей

«Я и мой ребенок»

Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Вопросы

Ответы

Можете ли Вы

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1

2

3

4

1. В любой момент оставить свои все дела и заняться ребенком?

А

Б

В

2. Посоветоваться с ребенком, не- взирая на его возраст?

А

Б

В

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А

Б

В

4. Извиниться перед ребенком в случае неправоты?

А

Б

В

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?

А

Б

В

6.Поставить себя на место ребенка?

А

Б

В

7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий

Вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9. Всегда воздерживаться от

употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

А

Б

В

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать что хочет и

вести себя так, как захочет, и ни во что не вмешиваться?

А

Б

В

12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

А

Б

В

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

А

Б

В

Итого:

 

 

 

Ключ к тесту.

Ответ «А» оценивается в 3 очка. Ответ «Б» в 2 очка. Ответ «В» в 1 очко.

От 30 до 39 очков. Ребенок — самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.

От 16 до 30 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях — излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 16. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо терпения, а возможно, и того и другого. Советуем Вам обратиться к помощи специалистов, педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Приложение № 8

Анкета для выявления уровня правовой культуры родителей

1. Какие нормативно-правовые документы в области защиты прав детей вы знаете? __________________________________________________________________________________________________________________________

2. Считаете ли Вы, что были нарушены права ребенка — если «да», то какие именно — в следующих случаях:

а) Воспитатель в качестве наказания посадил ребенка на стул «подумать о своем поведении».

Да

Нет

б) Взрослый ударил ребенка.

Да

Нет

в) Родители оставили ребенка одного на несколько часов, уходя из дома по делам.

Да

Нет

3. Дети больше и чаще всего физически страдают (подчеркните):

· на улице;

· в детских садах или школах;

· в семьях.

4. Чаще всего дети физически страдают от:

· сверстников на улице;

· родителей;

· сверстников в детском саду;

· братьев и сестер;

· работников детских садов;

· бабушек или дедушек.

5. Чаще всего дети морально страдают от:

· сверстников на улице;

· сверстников в детском саду;

· учителей;

· родителей;

· братьев и сестер;

· работников детских садов;

· бабушек или дедушек.

6. Закончите, пожалуйста, следующие предложения тем, что Вам с первого взгляда покажется правильным:

Я считаю, что ребенок имеет право на:

· свое мнение;

· принятие решения;

· уважение;

· озорство, самовыражение, личную жизнь, на непосредственность, желания; на все, что не запрещено;

· проявление собственной воли;

· быть счастливым;

· любовь;

· требование внимания;

· на лучшую жизнь, чем у нас;

· эмоциональное благополучие;

· защиту своих интересов;

· безопасное мирное детство;

· на жизнь;

· защиту;

· другое___________________________________________________

Я считаю, что взрослый имеет право:

· быть счастливым, жить по-человечески;

· на личную жизнь, свободу личной жизни, на отдых;

· на эмоциональный комфорт;

· давать советы, иметь собственное мнение, выбирать, на самостоятельные решения, свои интересы, ошибаться;

· на проявление собственной воли;

· баловать ребенка в разумных пределах;

· на эмоциональное отношение к ребенку;

· оказывать ребенку помощь;

· сделать замечание;

· участвовать в совместной с ребенком деятельности: игре, труде, учебе, спорте;

· знать, как воспитывают ребенка в детском саду;

· на контроль ситуации вокруг ребенка;

· жить;

· другое___________________________________________________

Как родитель я имею право:

· настаивать, если речь идет о здоровье;

· контролировать ребенка, определять методы его воспитания;

· наказывать ребенка за дело;

· быть в курсе того, что с ребенком происходит;

· требовать от ребенка уважения и послушания;

· на формирование личных качеств ребенка;

· контролировать общение других лиц с моим ребенком;

· указывать на ошибки (контроль ребенка);

· на сомнения, свое мнение;

· заботиться о ребенке;

· вырастить ребенка, защитить свою семью;

· любить своего ребенка;

· быть хорошим родителем;

· другое___________________________________________________

Как родитель я обязан:

· дать ребенку хорошее образование, воспитание;

· учить его избегать опасности, следить за здоровьем;

· заботиться о безопасности, душевном и физическом здоровье;

· обеспечивать всем необходимым, защищать;

· заботиться о ребенке;

· прививать основы нравственности;

· готовить к общественно-полезному труду;

· уважать мнение ребенка, быть терпеливым;

· быть хорошим родителем, вести здоровый образ жизни;

· быть в курсе всех событий, происходящих в жизни моего ребенка;

· помогать учреждению, где находится ребенок;

· уделять как можно больше времени ребенку;

· дарить ему любовь, быть к нему внимательным, добрым, ласковым, демократичным и в меру требовательным;

· другое___________________________________________________

Унижение достоинства ребенка может привести к:

· его неуверенности в себе;

· моральной травме;

· тому, что он станет «униженным и оскорбленным», комплексу неполноценности;

· неудачам во взрослой жизни;

· занижению самооценки;

· подавлению личности;

· трагедии (психологический ущерб);

· озлобленности;

· замкнутости, трусости или садизму — негативным чертам характера;

· нервным срывам (ущерб здоровью);

· неуважению унижающего, потере доверия;

· другое___________________________________________________

7. «Конвенция о правах ребенка» имеет отношение (нужное подчеркните):

· к государству;

· ко мне;

· к детскому саду.

8. а) Наказания происходят потому, что (нужное подчеркните):

· ребенок не слушается; ребенок капризничает необоснованно; ребенок нарушает нормы поведения; упрямство; делает назло, осознанно поступает неправильно; несколько раз игнорирует замечание;

· я нетерпелив(а), нервы не выдерживают; кончаются аргументы и терпение; пытаюсь выместить свою беспомощность на ребенке; хочу, чтобы меня слушались;

· нет возможности избежать наказания; у меня не хватает терпения или времени объяснить ребенку, что можно делать, а чего нельзя; нет понимания; по-другому не могу повлиять на ребенка, не вижу другого способа воздействия на ребенка;

· ребенок перевозбужден;

· другое___________________________________________________

б) Укажите типичные ситуации, в которых Вам приходится прибегать к наказаниям ребенка:

· делает назло; «не хочу — и все», ломает вещи назло, упрямство (3; 5 лет); знает, что делает плохо, и все равно делает это;

· ударил брата или сестру, сознательно обижает брата или сестру, собаку; употребляет плохие слова; обижает других;

· не слушается; не слышит с 5-го раза; не слушается с 3-го раза;

· грубит;

· долго убирает постель, игрушки;

· пытается обмануть;

· когда я сам взвинчен;

· немотивированный каприз;

· когда ребенок 3-5 лет мешает научной работе дома;

· отказывается от еды;

· устраивает истерику;

· лентяйничает;

· берет пальцы в рот, бегает босиком, выбегал в 1,5 года на дорогу;

· другое___________________________________________________

в) Какие наказания применяли по отношению к Вам родители в детстве?

· лишали удовольствий;

· ставили в угол;

· секли ремнем; шлепали;

· не разговаривали;

· разговаривали в очень строгом тоне; не пускали гулять; ограничивали в общении; унижали словами;

· ни одно из перечисленных;

· другое___________________________________________________

г) Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к детям:

· лишить удовольствий; лишить ТВ; отказать в сладостях;

· нашлепать;

· поставить в угол;

· накричать; строго поговорить;

· ремень;

· подзатыльник;

· оставить одного в комнате;

· разъяснить, почему он не прав;

· не разговаривать;

· другое___________________________________________________

9. а) Пожалуйста, пронумеруйте перечисленные источники информации и советы по воспитанию ребенка в соответствии с тем, в какой степени Вы им доверяете. Пусть на первом месте стоит самый важный для Вас источник информации, а на последнем тот, которому Вы менее всего доверяете:

1) интуиция;

2) педагогическая и психологическая литература;

3) воспитатель детского сада; журналы по вопросам воспитания и образования;

4) психолог детского сада;

5) тому, как воспитывали Вас Ваши родители.

б) Что бы Вы хотели бы получить от детского сада:

1) максимально полную информацию о ребенке;

2) педагогические советы по общению с ним; психологическую индивидуальную консультацию;

3) рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома;

4) рекомендации, какую литературу по воспитанию ребенка этого возраста лучше прочитать;

5) максимальное общение с родителями других детей.

10. Согласны ли Вы с утверждениями (нужное подчеркните):

·  педагоги и психологи могут помочь только советом — действовать все равно должны в первую очередь мы, родители;

·  родители и сотрудники учреждений образования в равной степени отвечают за воспитание детей;

·  хотели бы, чтобы заботу о перевоспитании нашего ребенка взяли на себя педагоги — ведь это их профессия.

Список используемой литературы:

1. Калинина Л. Изучаем права вместе с любимыми персонажами // Ребенок в детском саду. 2008. №3

2. Конвенция о правах ребенка, 1989г.

3. Сборник электронных материалов (на диске) МОУ ЦППМСПДП «Леда» г.Архангельск

4. Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ//управление ДОУ. № 3 2005г.

5. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребен