Формы организации досуговой деятельности детей младшего дошкольного возраста

Существует множество форм организации досуговой деятельности детей младшего дошкольного возраста, в ходе которых решаются задачи множества воспитательных направлений: нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, интеллектуальное, экологическое воспитание. Частично задачи всех воспитательных направлений, перечисленных выше, решаются по средствам игры. В концепции ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности дошкольного возраста выступает  игра. Она выступает способом вхождения ребенка в мир взрослых, активным отражением ребенком окружающей его жизни людей. Советский психолог П.П. Блонский определял значение игры в жизни дошкольника как "…основной вид активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни" Игра - это творческий процесс, в котором ребенок оперирует полученными знаниями, уточняет их и обогащает. Игровая деятельность развивается по мере развития ребенка. Сначала это предметная игра, в которой ребенок, манипулируя различными предметами, создает игровую деятельность. Затем игра становится ролевой. В ней младшие дошкольники сначала определяют роли, а затем осуществляют игровые действия. Роль становится центром игры, ее единицей, а игровые действия - способом осуществления роли. Позже игра начинает приобретать правила, определяющиеся взятой на себя ролью. В структуре детской игры выделяются сюжет - область действительности, которая воспроизводится детьми в игре, и содержание игры - то, что ребенок выделяет и воспроизводит как основной момент деятельности взрослых. В 3-4 года сюжет возникает спонтанно, в зависимости от имеющихся предметов. Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, становится и основной формой организации досуговой деятельности детей младшего дошкольного возраста. Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П.Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка . Первые игры ребенка обычно  бывают всегда имитационные: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться. При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался.  Таким образом  умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни". П.Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных. П.П. Блонский выделял следующие виды деятельности, объединяющиеся термином игра: .мнимые игры; .строительные игры; .подражательные; .игры-драматизации; .подвижные .интеллектуальные. И типичными для младшего дошкольника играми считал подражательные и строительные. В  педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н.К. Крупской. В своих трудах она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.          В сегодняшней  педагогической литературе и в практике игры, которые создаются самими детьми, называются "творческими", или "сюжетно-ролевыми". Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные).                                            При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все эти изменения происходят в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы - подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями. Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К.Д. Ушинский писал: "Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека. Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики". В настоящее время народные игры ("Палочка-выручалочка", "Гуси-лебеди", "У медведя во бору", "Фанты", "Краски" и др.) относятся к числу наиболее любимых детьми. Они не только увлекательны, но и требуют внимания, сообразительности, умственного и физического усилия. Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх - без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета. Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное - решение задачи, выполнение правил. Ребенок третьего года жизни способен ставить в игре посильную цель, прилагать усилия к ее достижению, находить способы выполнения задуманного. Следовательно, в этом возрасте развиваются мышление и воображение. Дети младшего дошкольного возраста начинают отражать в игре свои впечатления и переживания. Задача педагога - содействовать тому, чтобы они подражали хорошему примеру, чтобы у детей складывались правильные представления, формировались положительные качества. Очень важно с самого начала развивать у детей активность и самостоятельность в игре, не ограничивать ее повторением действий взрослого, а сочетать подражание с творческой выдумкой. Поэтому в руководстве играми детей 3-4 лет возможны следующие приемы: создание интереса к явлениям окружающей жизни (быт детского сада и семьи, праздники, труд взрослых), напоминание, помощь в организации игр и т.д. Однако, игры маленьких детей возникают в основном под влиянием зрительных образов: ребенку требуется пример для подражания. Действия, которым надо обучить малыша, взрослые могут проделать с куклами и другими игрушками, причем ненавязчиво, не принуждая незамедлительно поступать так же, а лишь влияя на воображение и чувства ребенка. Игрушки можно использовать и для наглядного напоминания: маленькая елочка вызовет желание повторить новогодний праздник, игрушечное пианино - устроить музыкальное занятие. Практика показала, что не только трехлетние, но и двухлетние дети находят разнообразное применение игрушке-материалу, особенно важной для развития фантазии, изобретательности (лоскуты материи, дощечки, картонные коробки). Малыши быстро осваивают этот материал: лоскуты превращаются в одеяло или косынку, коробки - в кровать или кастрюлю. Необходимость подобного материала диктуется и тем, что в этом возрасте дети сами заменяют в игре один предмет другим. Для маленького ребенка особенно важно доброжелательное отношение к его игре взрослых, их помощь, участие, руководство. Необходимо уделять внимание ребенку, следить за тем, чтобы он нашел себе любимую игрушку, чтобы ему было радостно и весело. На развитие самостоятельной игровой деятельности, творческого воображения большое влияние оказывают игры-инсценировки (например, на мотив известных сказок и стихов С. Маршака, К. Чуковского), дидактические и подвижные игры ("Поезд", "Автомобили", "Прятки игрушек" и др.). Основное содержание игр детей младшего дошкольного возраста можно разделить на: ·изображение домашнего труда (дети кормят кукол, одевают их, укладывают спать, готовят им обед); ·лечение кукол и игрушечных зверей (малыши смазывают их воображаемой мазью, выслушивают, дают лекарство, кормят); ·поездки на транспорте ( дети составляют стульчики, берут в руки обручи, бруски - управляют машиной. Одна и та же постройка бывает поездом, автомобилем и т.п.); ·катание в тележке и машине кукол, мишек и других игрушек; ·изображение музыкального занятия (дети играют на "пианино", поют, пляшут с куклами); ·изображение животных (малыши бегают, лают, как собачки, прыгают, как зайчики); ·воспроизведение инсценировок (отрывочное) (доктор Айболит лечит зверей, куклы поют и читают стихи для мишки и собачки; сами дети выступают - поют и пляшут); ·игры со строительным материалом (дети строят домик, горку, забор, мебель. В постройках действуют куклы, игрушечные звери); ·игры с песком (малыши формуют куличики, зарывают в песок игрушки, откапывают их). Для этого возраста также характерны игры, возникающие по ассоциации: дети разговаривают по телефону, катаются на коньках (двигают кирпичики, которые изображают коньки), слушают, как тикают часы (подносят к уху колечко, говорят "тик-так"). Практика подтверждает, что игры детей 3-4 лет в основном неустойчивы. Это проявляется в частой смене игрушек, следовательно, и игровых образов, которые могут возникать в силу подражания. Более устойчивы и целенаправлены в этом возрасте игры с песком (формование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться), игры со строительным материалом. Главная цель таких игр - заинтересовать детей строительным материалом, направить их активность на созидательную деятельность. В дальнейшем появляются игры со строительным материалом, в которых дети ставят перед собой определенную цель и стремятся к ее достижению.Таким образом, строительные игры способствуют формированию самостоятельности, активности детей. Кроме того, они развивают воображение, что проявляется в создании конструкции (еще весьма примитивной), в изменении предложенной постройки, в действиях с различными игрушками. Дети рано начинают заменять в игре один предмет другим. Несколько позже выделения воображаемых предметов в игре появляются роли. В некоторых случаях дети сначала распределяют роли среди игрушек, а уже потом наделяют ролью себя. Иногда ребенок, подражая взрослому, фактически разыгрывает роль, но не осознает себя действующим лицом, а другие дети эту роль понимают и называют.       Ребенок не всегда может определить свою роль, но вопрос взрослого заставляет его задуматься и понять, кого он изображает. Очень часто роль детей связана с действиями, которые они в данный момент производят; такую роль они могут назвать. У детей этого возраста много совместных игр, которые существенно отличаются от коллективных игр старших дошкольников. Малыши еще не умеют согласовывать свои действия, замыслы, да в этом и нет необходимости - содержание игр слишком просто, однообразно. Детей объединяет общая цель (поездка на машине, лечение кукол), интерес к одной и той же игрушке, стремление к подражанию. Распределение ролей в совместных играх происходит без предварительного сговора по ходу игры. Например, ребенок начинает кого-нибудь лечить, к нему идут другие больные. В результате роли сами собой разделятся. В таких играх дети чувствуют зависимость друг от друга, у них повышается интерес к действиям товарища. Игры детей четвертого года жизни получают значительное развитие. Расширяется их тематика (появляются игры в "магазин", "больницу", "театр" и т.д.), четче становится игровой замысел, развивается устойчивость в его выполнении. Роли часто распределяются до начала игры, но детям еще трудно договориться самостоятельно, поэтому особое значение приобретают руководство и помощь взрослых. Повышается активность, восприимчивость детей: новая игрушка, зрительный образ быстрее и легче вызывают у них игровые ассоциации. На формирование игры большое влияние оказывает художественное слово. Например, игра в "сказку" возникает не только в результате инсценировки, но и после рассказывания сказки. Содержание некоторых игр естественно связано с хозяйственным трудом (мытье резиновых и целлулоидных игрушек, стирка кукольного белья, уборка кукольного уголка, приготовление угощения для кукол (из глины) и т.д.), с конструированием (коллективная постройка домов для матрешек, широкой улицы для машины и т.п.). Все виды работы вызывают живой интерес у детей. Работа становится составной частью игры, обогащает ее содержание.