Существует множество форм организации
досуговой деятельности детей младшего дошкольного возраста, в ходе которых
решаются задачи множества воспитательных направлений: нравственное,
эстетическое, физическое, трудовое, интеллектуальное, экологическое воспитание.
Частично задачи всех воспитательных направлений, перечисленных выше, решаются
по средствам игры. В концепции ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.
Эльконин, А.В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности дошкольного
возраста выступает игра. Она выступает способом
вхождения ребенка в мир взрослых, активным отражением ребенком окружающей его
жизни людей. Советский психолог П.П. Блонский определял значение игры в жизни
дошкольника как "…основной вид активности дошкольника, в процессе которой
он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт,
воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни" Игра - это
творческий процесс, в котором ребенок оперирует полученными знаниями, уточняет
их и обогащает. Игровая деятельность развивается по мере развития ребенка.
Сначала это предметная игра, в которой ребенок, манипулируя различными
предметами, создает игровую деятельность. Затем игра становится ролевой. В ней
младшие дошкольники сначала определяют роли, а затем осуществляют игровые
действия. Роль становится центром игры, ее единицей, а игровые действия -
способом осуществления роли. Позже игра начинает приобретать правила,
определяющиеся взятой на себя ролью. В структуре детской игры выделяются сюжет
- область действительности, которая воспроизводится детьми в игре, и содержание
игры - то, что ребенок выделяет и воспроизводит как основной момент
деятельности взрослых. В 3-4 года сюжет возникает спонтанно, в зависимости от
имеющихся предметов. Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста,
становится и основной формой организации досуговой деятельности детей младшего
дошкольного возраста. Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию,
характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. Основу
классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П.Ф.
Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной
идеей о единстве физического и психического развития ребенка . Первые игры
ребенка обычно бывают всегда
имитационные: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и
разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени
развития физических своих сил и умения ими пользоваться. При этом очень важно,
чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими
товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался. Таким образом умение распоряжаться своими силами, рассуждать
над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности
справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни". П.Ф.
Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных
игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от
имитационных. П.П. Блонский выделял следующие виды деятельности, объединяющиеся
термином игра: .мнимые игры; .строительные игры; .подражательные;
.игры-драматизации; .подвижные .интеллектуальные. И типичными для младшего
дошкольника играми считал подражательные и строительные. В педагогике вопрос о классификации детских игр
уточнен в трудах Н.К. Крупской. В своих трудах она выделяет игры, которые
создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и
организованные, с готовыми правилами.
В сегодняшней педагогической
литературе и в практике игры, которые создаются самими детьми, называются
"творческими", или "сюжетно-ролевыми". Творческие игры
различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной
жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые,
коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети,
игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные). При
всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают
тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные
игрушки. Все эти изменения происходят в условиях тактичного руководства
взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность
детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность
действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. По
характеру игровой задачи они делятся на две большие группы - подвижные и
дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как
многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в
пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые
дидактические игры связаны с различными движениями. Впервые игры с правилами
были созданы народной педагогикой. Об их ценности К.Д. Ушинский писал:
"Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач
взрослого человека. Обратить внимание на народные игры, разработать этот
богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и
могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики". В
настоящее время народные игры ("Палочка-выручалочка",
"Гуси-лебеди", "У медведя во бору", "Фанты",
"Краски" и др.) относятся к числу наиболее любимых детьми. Они не
только увлекательны, но и требуют внимания, сообразительности, умственного и
физического усилия. Между играми с правилами и творческими много общего:
наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной
деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них
разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх - без этого не может
успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости
от сюжета. Отличие между играми с правилами и творческими заключается в
следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла,
развитие сюжета. В играх с правилами главное - решение задачи, выполнение
правил. Ребенок третьего года жизни способен ставить в игре посильную цель,
прилагать усилия к ее достижению, находить способы выполнения задуманного.
Следовательно, в этом возрасте развиваются мышление и воображение. Дети
младшего дошкольного возраста начинают отражать в игре свои впечатления и
переживания. Задача педагога - содействовать тому, чтобы они подражали хорошему
примеру, чтобы у детей складывались правильные представления, формировались
положительные качества. Очень важно с самого начала развивать у детей
активность и самостоятельность в игре, не ограничивать ее повторением действий
взрослого, а сочетать подражание с творческой выдумкой. Поэтому в руководстве
играми детей 3-4 лет возможны следующие приемы: создание интереса к явлениям
окружающей жизни (быт детского сада и семьи, праздники, труд взрослых),
напоминание, помощь в организации игр и т.д. Однако, игры маленьких детей
возникают в основном под влиянием зрительных образов: ребенку требуется пример
для подражания. Действия, которым надо обучить малыша, взрослые могут проделать
с куклами и другими игрушками, причем ненавязчиво, не принуждая незамедлительно
поступать так же, а лишь влияя на воображение и чувства ребенка. Игрушки можно
использовать и для наглядного напоминания: маленькая елочка вызовет желание
повторить новогодний праздник, игрушечное пианино - устроить музыкальное
занятие. Практика показала, что не только трехлетние, но и двухлетние дети
находят разнообразное применение игрушке-материалу, особенно важной для
развития фантазии, изобретательности (лоскуты материи, дощечки, картонные
коробки). Малыши быстро осваивают этот материал: лоскуты превращаются в одеяло
или косынку, коробки - в кровать или кастрюлю. Необходимость подобного
материала диктуется и тем, что в этом возрасте дети сами заменяют в игре один
предмет другим. Для маленького ребенка особенно важно доброжелательное
отношение к его игре взрослых, их помощь, участие, руководство. Необходимо
уделять внимание ребенку, следить за тем, чтобы он нашел себе любимую игрушку,
чтобы ему было радостно и весело. На развитие самостоятельной игровой
деятельности, творческого воображения большое влияние оказывают игры-инсценировки
(например, на мотив известных сказок и стихов С. Маршака, К. Чуковского),
дидактические и подвижные игры ("Поезд", "Автомобили",
"Прятки игрушек" и др.). Основное содержание игр детей младшего
дошкольного возраста можно разделить на: ·изображение домашнего труда (дети
кормят кукол, одевают их, укладывают спать, готовят им обед); ·лечение кукол и
игрушечных зверей (малыши смазывают их воображаемой мазью, выслушивают, дают
лекарство, кормят); ·поездки на транспорте ( дети составляют стульчики, берут в
руки обручи, бруски - управляют машиной. Одна и та же постройка бывает поездом,
автомобилем и т.п.); ·катание в тележке и машине кукол, мишек и других игрушек;
·изображение музыкального занятия (дети играют на "пианино", поют,
пляшут с куклами); ·изображение животных (малыши бегают, лают, как собачки,
прыгают, как зайчики); ·воспроизведение инсценировок (отрывочное) (доктор
Айболит лечит зверей, куклы поют и читают стихи для мишки и собачки; сами дети
выступают - поют и пляшут); ·игры со строительным материалом (дети строят
домик, горку, забор, мебель. В постройках действуют куклы, игрушечные звери);
·игры с песком (малыши формуют куличики, зарывают в песок игрушки, откапывают
их). Для этого возраста также характерны игры, возникающие по ассоциации: дети
разговаривают по телефону, катаются на коньках (двигают кирпичики, которые
изображают коньки), слушают, как тикают часы (подносят к уху колечко, говорят
"тик-так"). Практика подтверждает, что игры детей 3-4 лет в основном
неустойчивы. Это проявляется в частой смене игрушек, следовательно, и игровых
образов, которые могут возникать в силу подражания. Более устойчивы и
целенаправлены в этом возрасте игры с песком (формование из песка можно считать
началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться), игры со
строительным материалом. Главная цель таких игр - заинтересовать детей
строительным материалом, направить их активность на созидательную деятельность.
В дальнейшем появляются игры со строительным материалом, в которых дети ставят
перед собой определенную цель и стремятся к ее достижению.Таким образом,
строительные игры способствуют формированию самостоятельности, активности
детей. Кроме того, они развивают воображение, что проявляется в создании
конструкции (еще весьма примитивной), в изменении предложенной постройки, в
действиях с различными игрушками. Дети рано начинают заменять в игре один
предмет другим. Несколько позже выделения воображаемых предметов в игре
появляются роли. В некоторых случаях дети сначала распределяют роли среди
игрушек, а уже потом наделяют ролью себя. Иногда ребенок, подражая взрослому,
фактически разыгрывает роль, но не осознает себя действующим лицом, а другие
дети эту роль понимают и называют.
Ребенок не всегда может определить свою роль, но вопрос взрослого
заставляет его задуматься и понять, кого он изображает. Очень часто роль детей
связана с действиями, которые они в данный момент производят; такую роль они
могут назвать. У детей этого возраста много совместных игр, которые существенно
отличаются от коллективных игр старших дошкольников. Малыши еще не умеют
согласовывать свои действия, замыслы, да в этом и нет необходимости -
содержание игр слишком просто, однообразно. Детей объединяет общая цель
(поездка на машине, лечение кукол), интерес к одной и той же игрушке, стремление
к подражанию. Распределение ролей в совместных играх происходит без
предварительного сговора по ходу игры. Например, ребенок начинает кого-нибудь
лечить, к нему идут другие больные. В результате роли сами собой разделятся. В
таких играх дети чувствуют зависимость друг от друга, у них повышается интерес
к действиям товарища. Игры детей четвертого года жизни получают значительное
развитие. Расширяется их тематика (появляются игры в "магазин",
"больницу", "театр" и т.д.), четче становится игровой замысел,
развивается устойчивость в его выполнении. Роли часто распределяются до начала
игры, но детям еще трудно договориться самостоятельно, поэтому особое значение
приобретают руководство и помощь взрослых. Повышается активность,
восприимчивость детей: новая игрушка, зрительный образ быстрее и легче вызывают
у них игровые ассоциации. На формирование игры большое влияние оказывает
художественное слово. Например, игра в "сказку" возникает не только в
результате инсценировки, но и после рассказывания сказки. Содержание некоторых
игр естественно связано с хозяйственным трудом (мытье резиновых и целлулоидных
игрушек, стирка кукольного белья, уборка кукольного уголка, приготовление
угощения для кукол (из глины) и т.д.), с конструированием (коллективная
постройка домов для матрешек, широкой улицы для машины и т.п.). Все виды работы
вызывают живой интерес у детей. Работа становится составной частью игры,
обогащает ее содержание.